Аллея звёзд — Анатолий Карпов - легендарный гроссмейстер

Анатолий Карпов - легендарный гроссмейстер, 16-кратный чемпион мира по шахматам, Заслуженный мастер спорта СССР, обладатель девяти Шахматных Оскаров
Анатолий Карпов - легендарный гроссмейстер, 16-кратный чемпион мира по шахматам, Заслуженный мастер спорта СССР, обладатель девяти Шахматных Оскаров

ЦИТАТЫ:
«Отец играл с друзьями дома. Возможностей у него было немного, поскольку он был крупным инженером. Но в свободное время он любил поиграть в шахматы. Я маленьким мальчиком наблюдал, и меня эта игра заинтересовала.»
«Я стал самым молодым гроссмейстером мира. Тогда звание было гораздо сложнее получить, чем сейчас. Нормы были другие. Но, даже став самым молодым гроссмейстером, я еще до конца не решил, станут ли шахматы моей профессией.»
«В большинстве случаем у меня были хорошие отношения. Но когда играешь шахматную партию, дружеские отношения уходят на второй план. И они не всегда возникают. Но нормальные человеческие отношения, уважение, это практически со всеми.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: Анатолий Евгеньевич, скажите, пожалуйста, сейчас в Москве с успехом идёт мюзикл «Шахматы», на котором вы были главным почётным гостем премьеры легендарного мюзикла, который впервые за 35 лет поставлен на российской сцене. Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями.

Анатолий Карпов: У нас совершенно оригинальная постановка, не похожая на те постановки, которые были в Лондоне, Нью-Йорке. Я вообще смотрел этот мюзикл четыре или пять раз. Он у нас украшал церемонию закрытия Кубка мира в Швеции. Замечательная музыка, интересные тексты. Тим Райс, который с этой идеей, главный в реализации проектов. Главные мюзиклы 20-го века — это Тим Райс, это все он. Как раз в Лондоне на первый мюзикл «Шахматы» меня пригласили, и там мы познакомились и подружились. Уже 35 лет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Скажите, впечатления ваши какие? Вы посмотрели российский вариант, и по сравнению…?

Анатолий Карпов: Мюзикл — особый жанр, и что меня порадовало, что много у нас интересных идей, и поработали правильно и замечательно, и непросто, видимо, было, потому что переводить мюзикл очень тяжело. Даже драматические тексты непросто, а мюзиклы совсем тяжело. И я очень порадовался, что все получилось. Музыку я знаю, и очень хорошо. И действие, и сцена — все это было по-новому. Очень интересно, очень оригинально.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы же стали прототипом главного героя мюзикла «Шахматы»? Чемпион мира из СССР.

Анатолий Карпов:  У него даже имя моё.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Говорят, что авторы вдохновлялись вашим матчем с Корчным,  который был в 1981 году. А вы были на репетициях, принимали участие в создании этого образа? Как-то влияли в нашем варианте российском?

Анатолий Карпов: В нашем варианте — да. В нашем варианте мы в контакте были буквально с момента, как эта идея возникла. Но я не был на репетициях. Но, в принципе, я был в курсе того, что происходит. И то, что мы смогли вот в этих особо тяжелых условиях, которые по миру сейчас создались, реализовать премьеру. Причем, яблоку было негде упасть. Если кто-то из вас был, то видел, что народу очень много.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы же научились играть в шахматы примерно в 4 года. Научились, просто наблюдая за тем, как отец играет. Простите, но как это возможно?

Анатолий Карпов: Отец играл с друзьями дома. Возможностей у него было немного, поскольку он был крупным инженером. Но в свободное время он любил поиграть в шахматы. Я маленьким мальчиком наблюдал, и меня эта игра заинтересовала.

УТРЕННЕЕ ШОУ: То есть вы не спрашивали правила, а сами интуитивно понимали, что происходит на доске?

Анатолий Карпов: Нет, я спрашивал, но считали и мама, и папа, что игра для такого мальчика очень сложная, боялись показывать правила. Думали: «Вот придет время, и покажем правила». Но пока они думали, я сам эти правила уже понял.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Впервые о карьере шахматиста вы задумались лишь в 15 лет? А кем вы хотели до этого стать? Что повлияло на ваше решение?

Анатолий Карпов: В 15 лет — это еще не точно. Я стал самым молодым гроссмейстером мира. Тогда звание было гораздо сложнее получить, чем сейчас. Нормы были другие. Но, даже став самым молодым гроссмейстером, я еще до конца не решил, станут ли шахматы моей профессией. Я поначалу думал, что получу математическое образование. Я поступал на мехмат МГУ. Но, проучившись там год, понял, что более совместимо с профессией шахматиста экономическое образование, и не жалею, что туда перешел. Потому что это дало мне широту знаний, понимание… Сейчас это очень пригодилось для работы в Государственной Думе.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что больше помогало: шахматы в учёбе или учёба в шахматах?

Анатолий Карпов: У меня проблем с учёбой не было никогда, потому что хорошая память.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы стали гроссмейстером в 19 лет. Это такой возраст, когда тусовки, девушки должны быть в голове. Вы завидовали тем, кто окружал вас или находили время для этого тоже?

Анатолий Карпов: Нисколько не завидовал. Больше мне завидовали.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А поклонницы были уже в то время? Как ведут себя поклонницы рок-звёзд, поп-звёзд, мы знаем. А как ведут себя поклонницы шахматистов?

Анатолий Карпов: Бывают такие, но все-таки в шахматах они не такие настырные, как в рок-музыке, скажем.

УТРЕННЕЕ ШОУ: То есть в подъездах не пишут «Анатолий – любовь навсегда»?

Анатолий Карпов: Бывало, но всё-таки не десятками, не сотнями.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Скажите, а кто учил вас скрывать эмоции во время шахматных партий. Потому что, когда смотришь ваши партии, старые фотографии за шахматной доской, видно, что эмоций у вас на лице ноль. Такой покерфейс.

Анатолий Карпов: Я, изучая шахматную карьеру Спасского, понял, что это очень важно. Я видел, как Борис Васильевич себя воспитал, потому что он был человек очень эмоциональный. И я научился подражать Спасскому и стал в этом деле, как мне кажется, даже лучше, чем Борис Васильевич.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А как вы репетировали? Перед зеркалом?

Анатолий Карпов: Нет, почему? Я старался во время соревнований не показывать на лице никаких эмоций. Внутри, может, все кипит, но внешне нужно сохранять спокойствие.  Это  очень важно на самом деле.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Для вас соперник за шахматной доской — соперник в жизни?

Анатолий Карпов: Не всегда. В большинстве случаем у меня были хорошие отношения. Но когда играешь шахматную партию, дружеские отношения уходят на второй план. И они не всегда возникают. Но нормальные человеческие отношения, уважение, это практически со всеми. Начиная от Фишера. Единственные, с кем у меня были сложные отношения, но потом все выправилось, это были Корчной и Каспаров.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот как раз с Корчным в 1978 году был такой очень острый матч, когда вы перестали здороваться перед партиями.

Анатолий Карпов: С Корчным напряжение возникло в 74-м, хотя до 74-го года мы были в дружеских отношениях. Но он относился к той категории шахматистов, очень небольшой, как, например, Ботвинник. Ботвинник должен был ненавидеть своего соперника, чтобы показать максимум в шахматах.

 

УТРЕННЕЕ ШОУ: А бывали у вас такие случаи, как в романе Ильфа и Петрова «12 стульев», в главе про Нью-Васюки, когда Остап Бендер взял горсть шахматных фигур и швырнул сопернику в лицо? Ну, или не у вас, а вообще в шахматах такое встречается?

Анатолий Карпов: Было, когда Корчной сбросил фигуры с шахматной доски в Брюсселе, в партии со мной.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А драки были между шахматистами во время матчей?

Анатолий Карпов: Не на самом высоком уровне.

УТРЕННЕЕ ШОУ: От драк и скандалов перейдём к интеллекту. Говорят, что у вас феноменальная память, что вы можете прочесть текст и далее его практически дословно пересказать. Это так?

Анатолий Карпов: Почти что.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Так было в вашей молодости, и вы наверняка пользовались этим, когда учились, так? Рассказывайте!

Анатолий Карпов: Я очень быстро понял, что я буду экономить время, если в школе я не буду болтать, а буду слушать учителей. В течение месяца я мог дословно повторить слова учителей. Ну, сами понимаете, устные уроки мне не нужно было делать.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы стали 12 чемпионом мира, не сыграв с действующим тогда чемпионом мира ни одной партии. Бобби Фишер тогда отказался играть с вами. Вы не знаете, по какой причине?

Анатолий Карпов: Я думаю, что внутренняя неуверенность. Он не столько боялся меня, сколько самого себя. Потому что, выиграв у Спасского в 72-ом году, он поставил перед собой сверхзадачу не проиграть ни одной партии. С такой установкой очень трудно выйти на старт соревнования, и так получилось, что с 72 по 75 год Фишер не сыграл ни одной турнирной партии. И когда он увидел, что на матч с ним вышел не уже проверенный на его практике соперник, а моложе, это для него было неприятно. И, видимо, Фишер не справился со своей нервной системой.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А как вы думаете, если бы матч состоялся, за кем бы была победа?

 

Анатолий Карпов: Я тогда считал, что шанс у меня есть. В 1975 я думал, что у меня было 45%, а у него 55%. Но уже в 76-м, когда мы начали вести переговоры о новом матче, я был уверен, что смогу победить его.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А правда, что в обход советского руководства, вы пытались лично договориться с Фишером о хотя бы товарищеском поединке?

Анатолий Карпов: Нет, ну, было ясно, что это был бы матч на первенство мира. Но проблемы возникли. В Токио первая встреча была с Фишером в 76-м году. Первые седые волосы появились у меня из-за этого. Не всем понравилась встреча, и там даже начали досье на меня собирать в КГБ. Очень тяжелые разговоры у меня были с министром спорта Павловым. Никто не понимал, зачем мне это нужно. Министр спорта спрашивал тогда: «Анатолий Евгеньевич, ну, вы — чемпион мира, Фишер уже ушел в историю, зачем вам нужно его из этой истории вынимать? Вы вернули корону в Советский Союз. Зачем нам эти волнения?!» Я ответил: «Ну, вы понимаете, что это исторический момент, и я могу вообще быть чемпионом на все времена» - «А у вас есть гарантии?» - «Гарантии, гарантии… гарантий никаких я дать не могу» - «Тогда мы не понимаем. Если вы гарантий дать не можете, то такой матч нам не нужен».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Кстати, о политике. Шахматы — это, в принципе, сочетание науки, искусства и спорта. Как раз в ваше время туда вошла ещё и политика. Холодная война Это как-то дополнительно вас мотивировало?

Анатолий Карпов: Нет, я от этого как раз старался уйти в сторону. Как только начинался матч на первенство мира, я подходил к нему с полной ответственностью. Закрывал все, не читал газет, чтобы не выходить из состояния спортивной подготовки. Бывают в публикациях провокации... Пытаются подействовать на нервную систему. Ну, разные бывают случаи. С Каспаровым в колонном зале один из моих болельщиков застал инструктаж, который проводила противная сторона, назовём её так, со своими болельщиками, что надо Карпову мешать, когда он думает: кашляйте, чихайте, создавайте звуковой эффект для того, чтобы он потерял концентрацию.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ваше знаменитое противостояние за звание чемпиона мира, 84-85 годы. Гарри Каспаров. Матч тогда длился 5 месяцев… 48 партий вы сыграли. Вы вели со счётом 5:3, но президент ФИДЕ взял, все это дело остановил, сказал, то все устали физически, психологически, а потом предложил продолжить позже, но со счёта 0:0. Почему вам не присудили победу по текущему счёту?

Анатолий Карпов: Фактически, мне присудили победу, а Каспарову дали возможность играть на первенстве мире вне системы. Я остался чемпионом мира. И моя главная ошибка была, я этого не понимал, что пришло время беззакония.  Мне не нужно было соглашаться играть с Каспаровым в Советском Союзе. Надо было ехать куда угодно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Из этого события перенесёмся ещё назад - в 75-й. 24 апреля 1975 год в Москве в колонном зале Дома Союзов президент международной федерации по шахматам, пятый чемпион мира по шахматам Макс Эйве вручил вам лавровый венок чемпиона. Для вас это было грандиозным событием, или были в жизни более важные события и победы?

Анатолий Карпов: Конечно, это символично — первый раз стать чемпионом мира в личном зачете, это намного весомее, чем в командном. Тогда я был уже дважды чемпионом в командном зачёте. Но в личном — это мечта любого шахматиста. В шахматах звание чемпиона мира самое древнее. Первый матч на первенство мира в шахматах состоялся в 1886 году, Стейниц победил. Это за 10 лет до современных Олимпийских игр.

Мы дружили с Сэмом Ранчем. Он любил шахматы, хотя сам играл не очень, но как-то он был привязан. И вот как-то мы обедали, и я рассказал ему об истории звания чемпиона мира. Он говорит: «Как-как? С 86 года? 100 лет и 12 чемпионов? Стоп-стоп, это что, вы как президент Олимпийского комитета?»

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вас наградили венком, куда лаврушку эту всю дели потом?

Анатолий Карпов: К сожалению, лавровый лист сохнет. Он рассыпался.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы же за свои победы получали призы денежные. Процент в бюджет государства отдавали или отдавали все, что вы зарабатывали?

Анатолий Карпов: Нет, не всё. Шахматисты были в особом положении. Тогда действовало положение правительства, что призы не облагаются налогом.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Получается, что гонорары большие были

Анатолий Карпов: Нет, до 75 года не было больших. Большой приз был только в матче Спасского  с Фишером.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, сколько?

Анатолий Карпов: По тем временам, 150 000 долларов.

До матча с Каспаровым, я заработал для государства больше 3 миллионов долларов

УТРЕННЕЕ ШОУ: В 1979 году в одном из ресторанов Нью-Йорка вы ужинали с Сальвадором Дали. Нам очень интересно: то, что Дали — поклонник шахмат — понятно. Это он настоял на встрече? Он хотел вас увидеть?

Анатолий Карпов: Идея возникла спонтанно. Я был в Нью-Йорке, а до этого я был в Лас-Вегасе на концерте Фрэнка Синатры, познакомился с ним лично. На следующее утро я улетел в Нью-Йорк, и так получилось, что в закрытом клубе мы встретились и ужинали вместе. Это была приятая встреча. Ему тогда было лет 80 с лишним.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вам близко его творчество? Потому что он все-таки художник не для всех.

Анатолий Карпов: Не все могут даже принять его картины. Но он — человек абсолютно неординарный. Он не фокусничал на встрече со мной. Очень серьезный был разговор... Потому что рассказывают всякие истории, как он там принимал у себя Хачатуряна... Я ужинал с ним нормально, с ним было две спутницы. Ужин закончился, он уехал, мы еще остались.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы говорите, что с Сальвадором Дали было две спутницы. А вот скажите, с вами сотрудник был?

Анатолий Карпов: Нет, у нас сопровождающие были только на командных соревнованиях, на олимпиадах всемирных шахматных, но они за безопасность отвечали. А на личных соревнованиях у нас никогда не было сопровождающих.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы в одиночестве были на этой встрече?

Анатолий Карпов: Нет, в Нью-Йорке я был со своим другом Володей Пищенко.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вас потом не вызывали в органы с разбором полётов? Что вы там делали? Почему встречались?

Анатолий Карпов: Нет, никогда вообще.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Какой благонадежный гость у нас!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы видели «Шахматы» в разных версиях. И первую оригинальную версию в 86 году в Лондоне, и российскую постановку спустя 35 лет. Скажите, есть ли разница между версиями и какая больше всего понравилась?

Анатолий Карпов: Наверное, какая больше понравилась, это не совсем правильно. Потому что 35 лет назад была свежесть. Это было совершенно неожиданно. Шахматы отразить в мюзикле… Это было откровение для всего мира. Версия московская мне очень понравилась. Здесь много нашего российского. Оформление сцены, какие-то находки… Это совершенно независимое произведение. Мне здесь практически всё понравилось.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Музыку к мюзиклу написали Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон, создатели и солисты культовой группы ABBA. Вы с ними лично знакомы?

Анатолий Карпов: К сожалению, лично не знаком. Хотя они были моими кумирами. Я с удовольствием слушал музыку группы ABBA. Был золотой век поп-музыки.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Действия «Шахмат» разворачиваются в 80-х. А какими были ваши 80-е? Чем они вам запомнились

Анатолий Карпов: Это были интересные годы. По крайней мере, первая половина. Ещё мы не чувствовали, что в кризисе находимся. 80-е начались с феерического события — Олимпийских игр в Москве.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вы были на Олимпийских играх в Москве?

 Анатолий Карпов: Да, у меня был пропуск на все соревнования. Я помню, что Москва была фантастическая. Она была такая красивая, чистая, спокойная. Можно было ходить по любым улицам в любое время дня и ночи и ездить можно было очень быстро. Я получал истинное удовольствие. Хочу сказать, что Олимпийская деревня в Москве была самая уютная и безопасная.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Тогда были очень серьезные культурно-массовые программы. Очень много артистов наших выступало перед зарубежными гостями. А вы с нашими артистами, звездами эстрады знакомы? Общались?

Анатолий Карпов: Знакомства начались раньше. Я был участником фестиваля СССР и ГДР в 70-м году. Тогда я познакомился с Лещенко и Кобзоном. Пугачеву я знаю чуть ли не с малых лет.

30.10.2020